Поребрики и дорожные борты: вибролитые или вибропрессованные?

Без чего не бывает ни дороги, ни тротуара? Конечно, без бордюра. Он защищает дорожное покрытие от размывания основания и разрушения. Без бордюра плитка будет попросту плыть. Помимо практической, аккуратный тротуарный бордюр играет еще и важную эстетическую роль. Все бордюры условно делятся на два вида.

  • Борты – дорожные бордюры;
  • Поребрики – тротуарные бордюры.
тротуартный бордюр

    Дорожный борт – спасение проезжей части

    дорожный бортЗа счет передвижения крупногабаритного транспорта тротуарная плитка и асфальт подвергаются силе смещения. Благодаря борту, все части плитки держатся воедино, и целостность дорожного покрытия остается неизменной. Асфальт не подвергается раскатыванию и разрушению. Минимальная высота борта – 30 см, поэтому тротуар существенно приподнят над уровнем дороги. Вероятность случайного въезда автомобилей с дороги на тротуар и возникновения луж сводится практически к нулю.

    Область применения дорожных бортов

    • Разделение частей улицы (проезжей части и тротуара);
    • Горизонтальный упор для тротуарной плитки;
    • На дорожных участках с большой транспортной нагрузкой;
    • На дорожных участках с вероятностью наезда на ограждения.

    Поребрики – дорожные эстеты

    Поребрик может использоваться исключительно в эстетических целях. Благодаря нестандартному решению и оригинальной форме, он отлично украшает любую дорожку или тротуар. Толщина поребрика обычно меньше, чем у дорожного борта.

    Сфера использования поребриков

    • На тротуарах – отделяют газон от дороги;
    • Препятствие для прорастания растений на дорожном полотне;
    • На пешеходных и велосипедных дорожках с небольшой горизонтальной нагрузкой;
    • Понижение или повышение уровня тротуара по отношению к газону;
    • Упор для дорожного покрытия – препятствует его разрушению.

      Технологии изготовления бордюров

      Существуют две технологии изготовления бордюров: вибропрессование и вибролитье. Вибропрессование предполагает применение полусухих жестких бетонных смесей и специального оборудования – вибропресса. Основу процесса вибролитья составляют подвижные жидкие бетонные смеси.

      Этапы вибропрессования

      • Заливка. Бетонная смесь заливается в специальную форму – матрицу, прижатую к поддону, местом нахождения которого является вибрирующий стол.
      • Уплотнение. Происходит за счет давления сверху на смесь пуансона – специального пресса, и вибрации стола.
      • Вибрирование. Осуществляется до достижения смесью нужной формы и уплотнения.
      • Распалубка.
      • Выдержка. Поддон с готовыми изделиями отправляют в специальные камеры.

      Этапы вибролитья

      • Заливка. Бетонная смесь заливается в форму и помещается на вибрирующий стол, где и находится в течение определенного периода.
      • Использование формы из железной арматуры. Форму заливают бетонной смесью. Дорожные борты, изготовленные с соблюдением этого этапа, отличаются устойчивостью к сколам и трещинам, а также хорошей прочностью.
      • Равномерное распределение. Вибрация воздействует на жидкую бетонную смесь таким образом, что она равномерно распределяется по всей поверхности формы.
      • Размещение на стеллаже. После вибрационного стола изделие размещают на специальном стеллаже – там оно «настаивается» нужное время.

        Вибропрессованные или вибролитые?

        Производство вибропрессованных изделий автоматизировано по причине масштабности работ. Использование специального оборудования повышает уровень производительности. Вибролитье предполагает ручной труд, поэтому производительность в этом случае значительно ниже, чем в предыдущем.

        Вибропрессованные бордюры

        Вибропрессованные дорожные борты или поребрики под действием штамповки приобретают правильные геометрические формы. Изделие из полусухих жестких бетонных смесей изначально содержит мало воды, а в процессе производства все излишки влаги испаряются благодаря ее взаимодействию с цементом.

        Очень важно следить за тем, чтобы при изготовлении вибропрессованных бордюров было соблюдено требование к небольшому количеству жидкости. 

        Влага испаряется, и внутри поребрика или дорожного борта остается воздух. Он пытается выйти наружу, создавая поры, в которые снова попадает вода. Жидкость под воздействием низких температур замерзает, расширяется и приводит к разрушению изделия. Мало воды в бетонной смеси – меньше пор в уже готовом бордюре, меньше пор – меньше поглощения влаги, меньше влаги – больше шансов на получения крепкого и долговечного изделия. Технология вибропрессования позволяет производить двухслойные дорожные борты и поребрики со слоем облицовки.

        Изделие с облицовочным слоем имеет ровную однообразную мелкозернистую поверхность, отличается низким коэффициентом поглощения влаги и устойчивостью к износу. Смесь для основного и облицовочного слоя отличается разным составом. Основной слой содержит щебень разных фракций (от 0,63 до 10 мм). Вибрирование и прессование приводят к сильному сжатию и уплотнению материала, позволяя получить качественные и прочные бордюры. В облицовочном слое находится бетонная смесь с мелким гранитным щебнем, большим количеством песка и цемента и химическими добавками. Все эти компоненты делают поверхность поребрика или дорожного борта устойчивой к силе трения, ровной и влагонепроницаемой.

        Технология вибропрессования позволяет получить цветные бордюры. Вибропрессованные дорожные борты имеют параметры 1000×300×150. В отличие от вибролитых, такие изделия отличаются легкостью и компактностью, а также простотой монтажа и транспортировки.

        Вибролитые изделия

        разрушение вибролитого бордюра1) Искривление размеров и геометрических форм – вот чем грешат вибролитые бордюры. В процессе их изготовления для одного дорожного борта или поребрика используется много разных форм, размеры каждой из которых из-за выработки могут отличаться. Обламывание углов уже готовых вибролитых изделий случается довольно часто.

        2) Применение жидких бетонных смесей приводит к образованию большого количества пор, вследствие чего бордюр хорошо впитывает влагу. Итог – разрушение поребрика или дорожного борта в первую же зиму.  Срок эксплуатации вибролитых изделий довольно недолог по сравнению с вибропрессованными.

        3) На поверхности однослойных вибролитых бордюров часто возникают глубокие и крупные поры. Высокая стоимость цветных дорожных бортов приводит к тому, что практически все изделия выпускаются в сером унылом цвете. Естественно, поверхность бордюра можно покрыть краской, но она слезет буквально за полгода. Остатки краски не добавляют красоты дорожному борту.

        4) Армирующий каркас из железных прутов, используемый для изготовления изделия, имеет свойство смещаться ближе к поверхности бордюра в процессе заливки бетонной смеси в форму.

        Обратите внимание! Вода, попадая на железный каркас, вызывает ржавчину и последующий скол отдельного участка бетона.

        Установка дорожного борта большого размера невозможна без использования специальной техники. Вибролитой борт с минимальными габаритами 1000×300×180 значительно тяжелее, чем его вибропрессованный «родственник». Монтировать подобное изделие с большим весом на объекте вручную достаточно сложно.

        Преимущества установки вибропрессованных бордюров

        Вибропрессованные дорожные борты и поребрики отличаются высоким качеством, долговечностью, правильностью форм и внешней красотой. Прочность, устойчивость к внешним воздействиям и компактность – очередные доводы в пользу вибропрессованных изделий. На вибролитых бордюрах часто появляются трещины, что приводит к полному разрушению конструкции. Такие поребрики и борты тяжеловесны, недолговечны, в большинстве своем монохромны и склонны к образованию сколов на краях.

        Сравнительная характеристика

        Вибропрессованный бордюр (поребрик, борт дорожный)

        Вибролитой бордюр (поребрик, борт дорожный)

        Точные геометрические размеры. Неточные геометрические размеры, образование сколов краев.
        Высокая прочность при эксплуатации.
        В процессе прессования и вибрации составляющие бетонной смеси максимально сближаются, способствуя образованию плотной мелкопористой структуры бетона. Высокая устойчивость к повреждениям.
        Низкая прочность при эксплуатации.
        Составляющие бетонной смеси неравномерно распределяются, что приводит к образованию пустот и раковин внутри изделия. Образовываются трещины, и изделие подвергается разрушению.
        Высокая эксплуатационная морозостойкость.
        Усточивость к воздействию низких температур благодаря отсутствию капиллярных пор, что обеспечивает высокий процент влагопоглощения.
        Низкая эксплуатационная морозостойкость.
        Большое количество капиллярных пор, что значительно увеличивает процент влагопоглощения. Это приводит к разрушению изделия при замерзании воды в холодное время года.
        Качественная ровная однообразная рабочая поверхность.
        Изделие имеет два слоя – основной и облицовочный. В облицовочном слое содержится мелкая фракция щебня, повышенное количество цемента, песок и химические добавки, что позволяет добиться водонепроницаемости поверхности, а так же придать ей ровную и устойчивую к образованию трещин структуру. Категория лицевой поверхности продукта (согласно дополнения БДСТУ В В.2.6-2-95) – КП1.
        Некачественная пористая поверхность.
        Изделие имеет один слой, что позволяет крупному щебню пробиваться во время вибрации и образовывать глубокие поры. Большое содержание воды так же приводит к образованию пор из-за выходящего наружу воздуха при испарении жидкости.
        Эстетичность.
        Технология производства дает возможность изготавливать цветные элементы бордюров по желанию заказчика.
        Однообразность.
        Преобладает серый цвет. Изготовление цветной продукции существенно влияет на цену.
        Компактность.
        Легкий в установке и транспортировке, вибропрессованный борт без проблем устанавливается вручную.
        Крупногабаритность и тяжелый вес.
        Вибролитой борт довольно громоздкий, что усложняет его установку вручную, требуется дополнительное применение специальной техники.
        Ровные стыки при поворотах.
        При необходимости борт можно подрезать под любым углом и на любой поверхности.
        Грубые стыки при поворотах.
        Благодаря применению армированных железных прутов усложняется обрезка изделия и его подгонка под нужный размер.

        ← Назад к списку новостей